Для пивоваренной отрасли 2022 год был непростым, все еще нужно было разбираться с последствиями ковидных ограничений, которые затронули многие страны и сломали хорошо отлаженные логистические рельсы. К ним добавились экономические и геополитические трудности, углубившие проблемы. Показательным примером является рынок пива Китая, на сегодняшний день крупнейший в мире, но даже для него прошедший год нельзя назвать успешным из-за сохраняющихся карантинных мер. Но теперь, когда границы вновь открылись, восстановление азиатских рынков идет в неплохом темпе. Посмотрим, какие еще перемены нас ожидают, в том числе в предпочтениях широкой аудитории и ассортименте напитков.
Содержание:
- Какие тенденции видят эксперты на мировом рынке?
- Что будет популярным у потребителей?
- Какие стили захватят крафтовый сегмент?
- Какие перспективы у российских пивоваров?
Какие тенденции видят эксперты на мировом рынке?
В целом на 2023 год аналитики IWSR смотрят с оптимизмом, поскольку видят тенденцию к сохранению стабильности. Большого роста объема не ожидается, возможно, на 1–2 % за счет восстановления продаж в кафе, барах и ресторанах, но только к 2025 году удастся достичь доковидных показателей. При этом логично предположить, что теперь продажи частично сместятся в розницу и онлайн. Соответственно, вырастет и роль онлайн-магазинов, и на рынках с хорошо развитой онлайн-торговлей пиво, сидры и готовые коктейли ожидаемо будут самыми быстрорастущими товарами.
По оптимистичному прогнозу, к 2026 году этот сегмент «захватит» почти четверть онлайн-продаж, потому что в этом направлении движутся и крупные пивоваренные компании. Кстати, они очень активно расширяют свое присутствие на рынках развивающихся стран. Для таких видных игроков, как Heineken, Carlsberg, Anheuser-Busch InBev, Molson Coors, это одна из ключевых стратегий роста.
Рынки Бразилии и Мексики, которые занимают третье и четвертое место в мировом топе, должны продемонстрировать рост, поскольку пивоваренные компании активно вкладываются в регион, и уже заметна отдача. Вторым крупнейшим игроком после Китая остаются Соединенные Штаты Америки (более 9000 пивоварен), хотя аналитики видят, что в 2023 году рынок здесь продолжит сжиматься. В прошлом году положительную динамику показала категория импортного пива, а ослабление — продажи зельцеров, которые были придуманы как альтернатива традиционному пиву и впоследствии стали грозным конкурентом. Сейчас интерес к ним «снизил градус».
Что будет популярным у потребителей?
Слабоалкогольные напитки (ABV) в устойчивом росте
По объему продаж видно, что этот сегмент вырывается вперед на многих рынках. В частности, безалкогольное и слабоалкогольное пиво активно «продвигают» потребители, заботящиеся о своем здоровье в свете последних трендов на ЗОЖ. Другим катализатором является запуск новых и инновационных продуктов, поскольку производители пытаются угодить меняющимся вкусам аудитории и сделать ассортимент более широким. Наконец, экономическое обоснование тоже не стоит сбрасывать со счетов: слабоалкогольное пиво сейчас дешевле высокоалкогольных эквивалентов. Отсюда и попадание в тренды. Такой сценарий, например, четко просматривается в европейских странах.
Тапрумы возвращают себе популярность
Для пивной культуры США это особая категория заведений — бар непосредственно при пивоварне (taproom). В России такой формат не слишком развит, хотя на примере американской истории можно увидеть все его положительные моменты. Для заокеанских малых пивоварен собственный тапрум — главная точка сбыта продукции. Да и местные потребители привыкли к такому варианту, поэтому вряд ли будут искать любимое пиво в каком-то розничном магазине или локальном баре, когда можно зайти в бар при пивоварне и получить продукт буквально напрямую из только что подоспевшей бочки. Поэтому такие заведения пострадали сильнее всего из-за оттока в период эпидемии ковида, но сейчас они снова выходят на свет и активно возвращают свою аудиторию.
Российские же любители пива остаются верными магазинам и боттлшопам. И это логично, ведь бары при пивоварне у нас, скорее, экзотика, нежели обычная практика, а вот найти разливное или фасованное пиво в ближайшем магазине не проблема.
В ассортименте пивоварен закрепляется не только пиво
Выше уже упоминались зельцеры, которые в свое время устроили настоящий бум на рынке США. Эта смесь из газированной воды, спирта как в пиве и ароматизаторов била все возможные рекорды продаж и буквально заставила крупнейших производителей включить себя в ассортимент. Но спустя несколько лет после громкого появления такие напитки стали терять внимание аудитории. Та переключилась на их аналоги: хард-комбучу (напиток на чайном грибе с повышенным содержанием спирта), хард-чай (холодный чай, смешанный с алкоголем) и ready-to-drink-напитки (по сути, вкусовые алкококтейли). Все эти наименования все чаще стали появляться в «меню» производителей, тесня традиционное пиво, но при этом стимулируя серьезную дополнительную прибыль.
Интересный факт: среди российских потребителей волна на RTD-коктейли прошла много лет назад, а аналоги зельцеров делались даже еще сто лет назад. Конечно, это была не комбуча в современном понимании, однако сам формат слабоалкогольных вкусовых напитков давно не нов. Поэтому и нет аналогичного стойкого ажиотажа. Российские пивоварни сегодня и вовсе слабо реагируют на идею раскачать рынок собственными версиями фруктово-ягодных коктейлей «на основе пива».
Чешские лагеры и бельгийские эли на пути к своему триумфу
Они, в принципе, всегда держались в топе, но аналитики настаивают на том, что в тех же США в 2023 году рост этих сегментов будет особенно заметным. Возможно, на такое мнение повлияло падение популярности IPA (индийских светлых элей). Статистика показывает, что теперь они из трендовых продуктов с повышенным спросом перешли в разряд повседневных, а значит, аудитория готова к смене предпочтений на новые свежие вкусы. И малые пивоварни в последнее время все больше и больше экспериментируют с чешскими и бельгийскими стилями, так что у прогноза есть основания для реализации.
Какие стили захватят крафтовый сегмент?
Команда медиакомпании VinePair, которая создает контент о культуре пития, провела специальный опрос среди ведущих американских пивоваров, чтобы предсказать, какие стили будут главными на пивной сцене.
Удалось выделить несколько тенденций в развитии крафт-культуры:
- Cold IPA (холодные). Любители зашкаливающей горечи в напитках (IBU) такие напитки называют «анти» и настаивают на том, что это пиво надо относить к IPL (India Pale Lager). Потому что создаются напитки категории Cold на лагерных дрожжах, а не на элевых, как привычные IPA, при этом обладают практически нулевой горечью, а акцент максимально смещен на сочный вкус и яркий аромат. Но независимо от классификации спрос на них есть и, скорее всего, будет устойчивым в 2023 году.
- Чешский темный лагер. Да, многие утверждают, что лагер — это не крафт, но тем самым они буквально бросают вызов пивоварам, которые хотят экспериментировать и доказать, что обычный лагер может обладать и солодовым многослойным характером, и глубиной вкуса, и полнотой тела, а самое главное — это, по сути, универсальный вариант для любого сезона и времени суток в отличие от того же стаута. Поэтому простое и легкое пиво низового брожения в чешском стиле «прописалось» в этом топе трендов.
- Хмелевой эль. Большинство ценителей пива часто пропускают мимо внимания богатство солода и сосредотачиваются именно на насыщенности хмелем при оценке и выборе напитка. Для таких и создан хмелевой эль (Hoppy Ale), рецепт которого в буквальном смысле можно записать формулой «стандартный объем хмеля для IPA умножить на три». Более щедро охмеленное пиво сложно найти. Поэтому на текущий и даже несколько грядущих сезонов у него будет много почитателей. Уже, кстати, можно отметить взрыв популярности модного криохмеля.
Также в топе отметились пилснеры, пейл эли, витбиры, дункели, фруктовое пиво после циклической переработки и экспериментальное убе-пиво с необычным пурпурным цветом и легкой сладостью.
Какие перспективы у российских пивоваров?
По данным на 2022 год, в России насчитывается более 2000 производителей пива, пивных напитков, медовухи, сидров, которые закрыли год с общим объемом производства более 811 млн декалитров. Из них большая доля (более 700 млн) принадлежит именно пиву. И хотя импорт сократился на 22 % и с рынка ушли многие крупные мировые компании, никакого критического внутреннего дефицита с выбором для конечных потребителей не наблюдается. Рынок остается конкурентным. При этом даже подняли экспорт на 7 %.
Что касается крафтового сегмента, то в нем занято около 250 пивоварен, которым удалось увеличить объем рынка на 7,5% в денежном эквиваленте и на 1 % в штуках. В 2023 году прогнозируется даже более значительный рост — 15–20 % и 10–15% соответственно. И среди производителей много экспериментаторов, которые постоянно выводят на рынок оригинальные новинки. Так, в числе претендентов на популярность в новом сезоне светлый эль с легкими нотами личи, ежевики, юдзу и кокоса, молочный стаут с мадагаскарской ванилью и пеканом, эль со вкусом алычи, напитки с выраженными хвойно-цитрусовыми нотами и другие вкусовые эксперименты.
Иными словами, выбор необычных эксклюзивных «разработок» для ценителей большой, другой вопрос — их доступность и распространенность. Производителям крафтового пива нужно серьезно развивать продажи не только через специализированные магазины, но и через гипер- и супермаркеты, дискаунтеры, тогда, наряду с массовым продуктом и активным выводом на полки ассортимента из стран Азии, все потребности и запросы потребителей удастся закрыть. В этом направлении идет активная работа.