Санкции, нарушение логистических цепочек, скачки курса валют и подорожание сырья, уход многих мировых алкогольных брендов с российского рынка — в такой ситуации возникает тревожный вопрос, что будет с пивоваренной отраслью? Могут ли отечественные производители делать пиво самостоятельно, если прекратятся поставки из-за рубежа? Что будет с ценой? Пока еще не на все вопросы у нас есть ответы, тем не менее паниковать рано.
Содержание
- С какими проблемами столкнулась отрасль?
- Как насчет хмеля, который трудно заместить?
- Какова ситуация с солодом?
- Что имеем в итоге?
С какими проблемами столкнулась отрасль?
В России сегодня работает более 2000 пивоваренных заводов, и даже если зарубежные гиганты полностью покинут отечественный рынок из-за санкций и других препятствий, потерянные объемы мы сможем восполнить своими силами или за счет переориентации на других поставщиков. Так считают многие эксперты отрасли, но это в теории. Реальность намного сложнее.
Большинство пивных производств в России критически зависят не только от импортного сырья (особенно хмеля и дрожжей), но и от поставок технического оснащения. Оборудование на заводах в подавляющем большинстве зарубежное, потому что свое специализированное мы начали делать не так давно, да и то в штучном исполнении. Его нужно менять, обслуживать, закупать комплектующие. Если поставки прекратятся, запаса запчастей хватит еще на полгода-год для поддержания полной работоспособности производств. А что дальше? Ввозить через другие страны или придумывать иные обходные пути? Опасно и затратно, будет ли «овчинка стоить выделки»? Сразу перенастроиться на новых поставщиков? Проблематично и быстро не получится, а простаивать отрасль не может. Хотя стоит отметить, что крупные пивоваренные заводы сознательно идут именно по этому пути, прилагая все усилия, чтобы на полках магазинов пиво было в большом разнообразии.
Это все вопросы на будущее, но позаботиться о нем нужно уже сегодня. Да, пока поставки сырья и техники идут в штатном режиме, при необходимости проблемы решаются точечно, но сами условия серьезно изменились. Теперь поставщики берут полную предоплату, а это значительные средства, которые предприятия должны сразу достать из оборота, чтобы расплатиться. Импортный солод подорожал более чем на 40 %. Сахар и другие натуральные концентраты для пивоварения тоже выросли в цене. Даже стоимость упаковки, крышек и специальной краски для этикеток обновила максимальное значение.
Поэтому многие производители надеются на поддержку программы по импортозамещению основных компонентов для пивоварения. Для сравнения: отечественный солод на фоне всего происходящего тоже вырос в цене, но всего на 15 %, а не на 40! Это большая разница как для самого предприятия, так и для конечного покупателя.
Как насчет хмеля, который трудно заместить?
Наша страна своими силами выращивает, по разным оценкам, только 2–5 % от всего объема хмеля, который требуется для производства пива. Остальное количество закупается за рубежом, в основном в Чехии, Германии и США. В год объем таких закупок в среднем составляет 7000 тонн. И это настоящий парадокс, поскольку исторически Россия была одним из мировых центров хмелеводства:
- В Российской империи главный центр по выращиванию хмеля был в Гуслицах (между Московской и Рязанской губерниями).
- В начале XX века страна занимала 4-е месте в Европе и 5-е в мире по объему производства хмеля и даже продавала его за границу.
- В РСФСР собирали до 4 тыс. тонн хмеля в год только в одной Чувашии. К этому количеству добавлялись тонны с хмельников в Воронежской, Белгородской, Ульяновской, Брянской, Нижегородской, Омской, Кировской областях, Марийской АССР, Хабаровской крае.
А сейчас отечественный хмель в промышленных масштабах производится только в Чувашии — до 90 % от всего нашего количества сырья. Есть еще хмельники в Липецкой и Ивановской областях, на Алтае и в некоторых других регионах, но это, как правило, локальные проекты, которые реализуют местные небольшие пивоварни для собственных нужд.
Подкосила российское хмелеводство антиалкогольная кампания в эпоху Горбачева. Тогда площади плантаций резко сократились в 2 раза. А в 90-е рынок быстро заняли транснациональные пивоваренные компании, которые предпочитали работать исключительно с иностранными поставщиками хмеля. И причина даже не в рецептуре, рассчитанной на популярные чешские и немецкие сорта пива. А в качестве и форме самого сырья. К тому моменту иностранные хмелеводы предлагали уже переработанный в гранулы хмель, который удобно транспортировать и который долго сохраняет ароматические и вкусовые свойства. У российских производителей был только капризный и неустойчивый шишковый хмель, поэтому в такой конкуренции им нелегко было выстоять. Только в 2016 году в Чувашии запустили новую технологическую линию для производства гранулированного хмеля в экономически значимых масштабах. Но время, связи и наработки уже упущены, поэтому имеем то, что имеем.
При этом климатические условия вполне позволяют России самостоятельно закрыть внутреннюю потребность в хмеле. И это даже активно обсуждается на уровне Минсельхоза. Комплексная государственная поддержка могла бы сдвинуть весы в нашу сторону, но пока все только на словах. Хотя потенциал есть.
Сегодня отечественный хмельной рынок оценивается экспертами в денежном выражении в 5,2 млрд рублей. Если рассматривать в перспективе, то для обеспечения хотя бы 65 % внутреннего рынка потребуется минимум 3000 га хмельников. В той же Чувашии на сегодняшний день только 110 га. Это огромный разрыв, и нужны большие средства, чтобы его закрыть. Для закладки 50 га (от подготовки почвы до закупки саженцев и техники), по средним оценкам аналитиков, требуется не меньше 150 млн рублей. А дальше считайте сами. Так что решить вопрос с импортозамещением за пару лет нереально, но при финансовой и законодательной поддержке государства у этого пути есть будущее.
Как вариант в краткосрочной перспективе — замена недоступного импортного сырья продукцией китайских и других азиатских производителей. Но вопрос относительно ее качества для многих пивоваров остается открытым.
Какова ситуация с солодом?
На этом рынке тоже турбулентность, хотя все и не настолько плачевно, как с хмелем. По данным Росстата и прогнозам ведущих аналитиков, до конца 2022 года ситуация с солодом в России будет довольно тяжелой:
- «Переходного» ячменя, из которого производится солод, за 2020–2021 гг. было запасено не так много, а посевные площади уменьшились.
- Из-за засушливой летней погоды во многих российских регионах итоговая урожайность пивоваренного ячменя не самая высокая. Отсюда и скачок в цене: по подсчетам аналитического агентства «Прозерно», рост составил 67 % с марта 2021-го по февраль 2022-го.
- Пшеничный солод практически полностью ввозится из-за границы. Потому что Россия сконцентрирована на выращивании фуражного зерна 3–5-й категорий, а для изготовления солода оно непригодно. Для статистики: в 2019 году внутреннее производство составило всего 2,1 тыс. тонн, тогда как ввезено было 9,9 тыс. тонн.
Но даже на этом фоне объем производства пива в России пока катастрофически не изменился, нет резких и скачкообразных тенденций. В основном потому, что у местных производителей еще есть некоторые складские запасы солода, поэтому дефицит «сглаживается».
Крупные предприятия уже реализуют аграрные программы по выращиванию пивоваренного ячменя в Орловской, Курской, Липецкой, Воронежской, Тамбовской, Кемеровской, Пензенской областях, в Мордовии, Татарстане, Тюменской, Омской, Новосибирской, Ульяновской областях, в Краснодарском крае и других регионах. Однако таким программам нужна большая поддержка и масштабирование до федерального уровня. В отдельных субъектах они отлично работают, почему бы не расширить их действие на другие? Тогда можно будет говорить о хороших перспективах самообеспечения солодом.
Что имеем в итоге?
Зависимость от импортного сырья в данный момент налицо. Поэтому и проблем у отечественных пивоваренных компаний немало. В основном, речь идет о крупных предприятиях. Если смотреть на небольшие заводы, многие из них изначально заложили в основу производства местное сырье, но вот их способность закрыть все потребности рынка под вопросом.
Так или иначе пережить ситуацию совсем безболезненно не получится, но возможности для перестраивания рынка есть. Создать новые федеральные программы для стимуляции импортозамещения ключевого сырья, найти новых поставщиков, не обремененных экономическими санкциями и политическими препонами, перейти на другие упаковочные решения и логистические схемы — тогда в перспективе ситуацию можно переломить.