Содержание:
- Климатическая картина мира
- Засуха — главный виновник снижения производства
- Колоссальные нагрузки на почву — тоже проблема
- Засилье вредителей и усиление агрессивности болезней
- Наводнения, бури, природные пожары
- Как бороться и адаптироваться?
Глобальное потепление, экстремальные погодные явления, повышение уровня Мирового океана, истощение ресурсов экосистем и другие угрозы, связанные с климатом, заставляют современных ученых и международных экспертов в разных отраслях сельского хозяйства бить самую настоящую тревогу. И вопрос этот стоит на повестке дня в мировом масштабе.
Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН (ФАО) в одном из своих докладов суммировала главные опасные «симптомы» и привела неутешительную статистику. За последние 50 лет наблюдений количество природных аномалий, непосредственно влияющих на производство продуктов питания, выросло более чем в 3 раза. Попробуем разобраться, что наиболее критично для глобального сельского хозяйства, как бороться и адаптироваться?
Климатическая картина мира
По мнению экспертов из Межправительственной группы по изменению климата (МГЭИК), мир стремительно становится одной большой зоной стихийного бедствия. По их оценкам, неурожаи и надвигающийся голод — уже не потенциальная, а вполне реальная проблема. Достаточно открыть мировую карту стран и сопоставить с новостями: засухи, наводнения, пожары, бури, опустынивание, усиление активности болезней и вредителей — угрожающие сообщения поступают со всех уголков планеты.
При таком раскладе уже к 2050 году мировой объем сельскохозяйственного производства будет почти на 7 % ниже полученного в условиях стабильного климата. Тогда как его, наоборот, нужно срочно наращивать, ведь к тому моменту на Земле будет проживать, по расчетам ООН, уже 9,8 млрд человек, и понадобится в 1,7 раза больше продовольствия, чем сейчас, чтобы всех прокормить. Потребуется минимум на 70 % увеличить производство всех видов продуктов питания. А как это сделать, если природа буквально восстает против?
Россию драматическая ситуация тоже не обошла стороной. Институт глобального климата и экологии оценивает как критические климатические изменения в центральных и южных регионах европейской части. В частности, в число красных зон с наивысшим риском попали Воронежская и Курская области, Ставропольский край, Крым. За последние несколько лет здесь выросла периодичность засух и одновременно увеличилось количество осадков. А в оранжевой зоне опасности, которая идет следом, еще 12 регионов с большими негативными природными последствиями в ближайшей перспективе.
Засуха — главный виновник снижения производства
Эксперты ФАО подвели многолетнюю статистику: более 34 % потерь в сельском хозяйстве — следствие засух, и отрасли в целом это обходится в 37 млрд долларов. И это особенно критично для стран, ориентированных по большей части на импорт продукции растениеводства и животноводства.
Лето 2022 года в этом плане запомнилось как рекордное, только со знаком минус. Мир столкнулся с продолжительной засухой, которую научное сообщество назвало самой страшной за последние 500 лет:
- В России, на Ямале, температура доходила до +32 °C, а в Астрахани, Волгограде, Ростове — до +40 °C.
- В кризисе оказалось более 60 % территории Евросоюза с сельхозкультурами.
- В Италии с угрозой опустынивания столкнулись на 25 % территории.
- В Калифорнии даже обмелело крупнейшее водохранилище на 35 %.
- В Китае зафиксирована самая длительная жара за последние 60 лет с пиковыми температурами больше +40 °C.
И это лишь верхушка айсберга. Ущерб от «капризов» природы только в первой половине года был больше 13 млрд долларов.
Колоссальные нагрузки на почву — тоже проблема
Интенсивное ведение сельского хозяйства в попытке максимизировать прибыль повлекло за собой колоссальные нагрузки на почвы. И за последние десятилетия к «традиционной» проблеме с механическими нагрузками добавились такие стрессы, как несбалансированное внесение удобрений, неправильный севооборот, а самое страшное — ветровая и водная эрозия.
Из почвы мы получаем 95 % продовольствия. Однако ресурс небесконечный. По данным ФАО, уже около трети почв планеты находятся в состоянии деградации:
- В Южной Америке эрозия затронула 68 % почв. Это прямая угроза опустынивания.
- В Европе в такой же опасности 25 % земель, которые скоро достигнут своего критического предела.
- В Индии в кризисном состоянии 2/3 территории. И каждый год потери урожая в стране составляют более 7 млн т.
- В Африке в зоне опустынивания 45 % земель.
- В России показатель деградации почв — 12,3 %. Но нужно учитывать, что он усредненный. К примеру, в Ростовской и Волгоградской областях это 63–67 %, тогда как в Калужской и Ивановской областях — менее 1 %.
Все эти цифры рисков в итоге выливаются в большие убытки и падение глобального производства продуктов питания, а на борьбу с проблемами тратятся огромные средства вместо того, чтобы инвестировать их непосредственно в сельскохозяйственные технологии.
Засилье вредителей и усиление агрессивности болезней
Ежегодно сельхозпроизводители не досчитываются от 20 до 40 % урожая из-за нашествия вредителей. За предыдущее десятилетие они стали причиной суммарного падения объемов выпуска продовольствия на 9 %.
На юге России в прошлом вегетационном сезоне столкнулись со вспышками активности саранчи, которая является серьезной опасностью для урожая. Хотя, конечно, масштабы не такие критические, как при нашествии в тех же африканских странах. К примеру, в 2020 году на полях в Юго-Западной Азии, Африке, на Аравийском полуострове свирепствовала пустынная саранча и стала реальной угрозой для продовольственной безопасности. И с такими вспышками многие страны сталкиваются регулярно. Из-за изменений климата даже клещи «переориентировались»: если раньше они в основном обитали в садах и виноградниках, то в 2022 году российские ученые зафиксировали их высокую активность на посевах массовых культур.
В «карту рисков» добавляются распространенные болезни растений, которые ежегодно обходятся мировой экономике более чем в 200 млрд долларов, а также высокопатогенные угрозы для животноводства, такие как грипп птиц, африканская чума свиней и другие заболевания.
Наводнения, бури, природные пожары
Исследования в разрезе последнего десятилетия показывают, что частотность природных катастроф разного масштаба увеличилась. Если раньше в статистике нормой было 12 сильных ураганов в год, то сейчас это количество выросло до 30, и их все сложнее предсказывать. А это 18 % общих потерь сельскохозяйственной продукции и 19 млрд долларов ущерба. Наводнения провоцируют потери в размере 19 % и «отбирают» ежегодно 21 млрд долларов. И это не какой-то стабильный показатель, в любой момент природно-климатические факторы могут измениться и увеличить эту цифру в разы.
По сравнению с этими явлениями природные пожары не кажутся такими угрожающими: для сельского хозяйства это всего 1 % статистического ущерба (1 млрд долларов). Но нужно копать глубже: косвенные последствия (например, дым, повышенная концентрация продуктов сгорания) тоже сказываются как на самих полевых работах, так и на итоговых результатах. К примеру, потери от масштабных пожаров в Сибири, охвативших 3 млн га в 2019 году, составили 100 млн долларов. И даже со всеми мерами предосторожности стихия в данном случае непредсказуема.
Вместо вывода
За 10 лет, охваченных в исследовании Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН, ущерб от природных катаклизмов в пересчете на килокалории составил 6,9 трлн в год. Такого количества хватило бы на 7 млн людей.
Как бороться и адаптироваться?
Мировые эксперты сходятся во мнении, что нужно забыть о бездумном природопользовании и сосредоточиться на инвестициях в повышение устойчивости сельского хозяйства к внешних факторам и снижение рисков бедствий.
Одна из стратегий подразумевает постоянный сбор и анализ огромного массива данных, а также внедрение комплексных мер реагирования. Тогда можно будет гораздо эффективнее предсказывать природные бедствия, готовиться к ним и бороться с последствиями.
В числе инновационных решений, которые могут положительно повлиять на «противостояние» сельского хозяйства и «капризов» природы, дистанционное зондирование, сбор геопространственной информации с помощью спутников и дронов, использование робототехники для работы в сложных условиях, ликвидации чрезвычайных ситуаций и применение других мощных современных инструментов для снижения рисков.